Гнев WASPов: кто голосовал за Трампа и почему?
До самого последнего момента, когда в США начали оглашать результаты выборов, почти никто не верил в то, что новым американским президентом может стать Дональд Трамп. Но кандидат от республиканцев обошел выдвинутую демократами Хиллари Клинтон. Именно Дональд Трамп стал новым главой американского государства. Его избрание на пост президента стало ответом большинства американцев, недовольных политикой вашингтонской элиты.
От демократов успели устать, а отвечавшая за внешнюю политику США Хиллари Клинтон никогда не пользовалась особыми симпатиями американцев, как ее и не стремились раскрутить подконтрольные демократам средства массовой информации. Хиллари Клинтон запомнилась агрессивной внешней политикой, сумасшедшим хохотом над зверским убийством ливийского лидера Муаммара Каддафи, «бряцаньем оружием» в отношении России. Теперь Клинтон уходит в прошлое. Для семидесятилетней американской бабушки политическая карьера завершилась — на следующие президентские выборы она уже не пойдет. Как оказалось, быть женой одного из американских президентов мало для того, чтобы самой стать президентом.
Хиллари Клинтон поддерживал весь демократический истеблишмент США, а также большая часть либерально настроенной части американского общества. Кто такие потенциальные избиратели Хиллари? Прежде всего, это женщины и афроамериканцы. За Клинтон проголосовало больше женщин, чем за ее соперника Трампа. Еще более наглядны результаты выборов среди афроамериканского населения США. Согласно опросам, за Клинтон проголосовали 88% чернокожих американцев, и только 8% потомков африканцев отдали свои голоса Дональду Трампу. Самой большой поддержкой Хиллари пользовалась у афроамериканских женщин — за нее проголосовали 94% афроамериканских женщин, тогда как из афроамериканских мужчин Клинтон поддержали 80%. Тем не менее, Дональд Трамп одержал победу и в «черных» штатах США — на юге страны, где есть целые города и поселки, населенные практически исключительно афроамериканцами.
Во-вторых, за Хиллари Клинтон голосовали граждане США, не так давно получившие американское гражданство. Если Трампа поддерживали рожденные в США граждане, то Клинтон со значительным отрывом лидировала среди «новых граждан». В этом нет ничего удивительного — во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно выступал против нелегальной миграции, призывал ограничить возможности для иностранных иммигрантов. Наиболее жестким выпадам с его стороны подверглись латиноамериканские иммигранты, прежде всего — мексиканцы. Трамп даже обещал построить капитальную стену на американо-мексиканской границе, чтобы обезопасить Соединенные Штаты от наплыва мексиканских иммигрантов. При этом, среди латиноамериканского населения США позиции Дональда Трампа оказались все же более прочными, чем среди афроамериканского населения. За Трампа проголосовали 33% мужчин латиноамериканского происхождения и 26% женщин латиноамериканского происхождения. Однако, за Клинтон отдали свои голоса 68% латиноамериканских женщин и 62% латиноамериканских мужчин.
В-третьих, Хиллари Клинтон поддерживали либеральные группы населения, сконцентрированные в Нью-Йорке и ряде других крупных американских городов. Так, за Клинтон голосовали в большинстве своем представители сексуальных меньшинств, поскольку Дональд Трамп также отметился высказываниями против легализации однополых браков. За Клинтон голосовали феминистки и сторонницы легализации абортов. Именно все эти категории граждан и вышли на многотысячные демонстрации, которые состоялись в американских городах сразу же после избрания Дональда Трампа новым президентом США.
В свою очередь, Дональд Трамп с полным правом может назвать себя именно американским президентом. Он заручился поддержкой той части населения, которая создавала Соединенные Штаты Америки — белых христианских мужчин, протестантов и католиков. Сегодня социологи рисуют портрет типичного избирателя, голосовавшего за Дональда Трампа. Это белый мужчина в возрасте 45 лет и старше, без высшего образования, верующий, посещающий церковь не реже одного раза в неделю, консервативно настроенный, протестант или католик. На самом деле, разумеется, поддерживали Трампа, как и Клинтон, разные люди и разные группы населения. Можно с уверенностью говорить, что Дональд Трамп стал президентом «Белой Америки» — за него проголосовали 63% белых мужчин и 53% белых женщин. Клинтон заручилась поддержкой лишь 31% белых мужчин и 43% белых женщин.
Прежде всего, за Трампа голосовал «библейский пояс». Это — южные и центральные штаты США (Луизиана, Техас, Алабама, Арканзас, Оклахома и т.д.), в которых традиционно сильны позиции более консервативных республиканцев. Хотя в южных штатах проживает большое количество афроамериканцев и латиноамериканцев, белое население здесь пока еще составляет большинство. Именно оно и отдало свои голоса в поддержку Дональда Трампа. Жителям Юга импонировали обещания Трампа не трогать вековое и священное для многих американцев право на ношение оружия, на которое предпринимали серьезное наступление демократы. Кстати, на Юге оружие имеет 44% граждан — это почти в два раза больше, чем количество вооруженных граждан на Севере США (там вооружены примерно 27%). Население Юга в целом беднее и менее образованно, чем жители Севера, что и не удивительно — южные штаты известны как, преимущественно, аграрные территории. Зато в южных штатах прочны традиционные ценности, здесь больше процент верующих граждан, регулярно посещающих церковь (55% южан ходят в церковь не реже, чем раз в неделю) и находящихся под влиянием своих религиозных общин. Не случайно южные и центральные штаты называют «библейским поясом». Свыше 14% населения южных штатов можно отнести к т.н. «твердым консерваторам», среди которых сильны националистические и расистские настроения.
Дональд Трамп неоднократно высказывался против абортов, чем завоевал поддержку многочисленных в США христианских фундаменталистов и т.н. «пролайферов». Разумеется, Дональда Трампа были склонны поддерживать католические и протестантские общины, за исключением афроамериканских церквей, прихожане которых, все же, составляют электорат Хиллари Клинтон.
За Трампа проголосовали все южные штаты, граничащие с Мексикой. Это вполне понятно — Дональд Трамп пообещал возвести стену на границе и пресечь нелегальную миграцию, от которой страдает население региона. Ведь с потоками нелегальных мигрантов связаны и дестабилизация социальной ситуации, и рост преступности и наркотрафика, и конкуренция на рынке низкоквалифицированного труда. Единственным исключением стала Калифорния — там проголосовали за Клинтон, да и то потому, что этот штат давно стал пристанищем большого количества представителей американской интеллигенции, субкультур, сексуальных меньшинств. Не помогло даже то, что калифорнийские приходы Римско-католической церкви призывали прихожан отдать свои голоса Дональду Трампу.
Однако, кроме традиционно консервативных южных штатов США, за кандидата от Республиканской партии в этот раз проголосовали и многие северные штаты. В этом также нет ничего удивительного, только поддержка Трампа на севере страны имеет не религиозно-политическую, а социальную подоплеку. За годы правления демократов промышленные штаты Севера оказались в жесточайшем кризисе. Непосредственной причиной роста безработицы и массовой миграции белого населения в другие штаты стал перенос значительной части крупных промышленных предприятий в Китай и Мексику. В результате этой политики американские рабочие превращались в безработных, а американские компании обеспечивали работой граждан других государств. Пугает американских рабочих и рост количества иммигрантов, большинство из которых готовы трудиться за меньшие деньги и, соответственно, представляют потенциальных конкурентов для американских наемных работников.
Дональд Трамп выбрал правильную стратегию, апеллируя к рабочему классу и его интересам. Хотя республиканцы всегда считались более правой партией, чем демократы, в современную эпоху смещения и трансформации идеологических координат именно «правый» Трамп оказался выразителем интересов рабочего класса. Сама жизнь опровергла марксистскую концепцию об отсутствии отечества у пролетариата. На самом деле, у современного рабочего есть и отечество, и развитая национальная идентичность. Он прекрасно осознает свои интересы и видит, что нелегальная миграция из стран «третьего мира» или перенос промышленных предприятий в страны, где рабочая сила стоит дешевле, прямо влияют на его уровень жизни. Трамп пообещал решить вопрос с мигрантами и прекратить вывод производства за пределы Соединенных Штатов. Этого оказалось достаточно, чтобы жители промышленных северных штатов окончательно определились со своими симпатиями.
Третья группа поддержки Трампа — американцы, относимые к среднему классу. В первую очередь, Трамп импонировал им как предприниматель, человек, сумевший развить и сохранить прибыльный бизнес. Миллиардер Трамп хорошо считает деньги и он ориентирован именно на то, чтобы оказывать поддержку американской экономике, а не переносить предприятия и бизнес за рубеж. Не стоит забывать и о том, что американский средний класс — это, в первую очередь, представители белой части населения страны. Антимигрантская риторика Трампа также им вполне импонировала. Американский средний класс недоволен результатами экономической и социальной политики демократов. Это вполне можно понять — ведь за последнее время благосостояние американцев, которых можно отнести к среднему классу, значительно снизилось, даже в сравнении со средним классом многих стран Западной Европы или средним классом соседней Канады. Американский экономист Джозеф Стиглиц отмечал, что среднему классу в США сегодня живется в целом хуже, чем даже шестьдесят лет назад. Белые американцы потеряли до 30-40% своего благосостояния. Впервые снизилась и удельная доля среднего класса в американском обществе — к нему стали относить менее половины (49%) американских домохозяйств, тогда как прежде в США средний класс составлял более половины населения. Зато значительно выросло количество бедных семей, что обусловлено ростом безработицы и снижением доходов населения. То есть, в социально-экономическом положении средних американцев наблюдается не прогресс, а регресс. При этом, государство ведет наступление и на традиционные ценности, лежавшие в самой основе американской идентичности и американской государственности. Крепкая традиционная семья, трудолюбие, дисциплинированность перестают быть ценностью, прежде всего благодаря контролируемым демократами средствам массовой информации, которые упорно насаждают толерантность к меньшинствам, гедонистический образ жизни, стремление к «легким деньгам», пренебрежение к собственной истории и культуре.
С точки зрения американского среднего класса, Демократическая партия США давно превратилась в выразителя интересов афроамериканцев, иностранных иммигрантов, сексуальных меньшинств, либеральной интеллигенции и финансового капитала. Но интересы этих групп населения чужды большинству американцев, в том числе и представителей среднего класса. Поэтому за Дональда Трампа голосовали, в первую очередь, в знак протеста против политики демократов, которых все чаще рассматривают как «нахлебников» на шее рядовых американцев. Именно финансовую элиту США, связанную с демократами, рядовые американцы обвиняют в том, что она узурпировала достижения американской экономики и практически монопольно пользуется колоссальными доходами от роста американского ВВП.
С тем, что избрание Трампа представляло собой ответ рядовых американцев финансовой и политической элите страны, согласны многие аналитики и даже оппоненты Трампа из числа демократов. К примеру, Б. Сандерс, бывший одним из кандидатов от Демократической партии США, а затем призвавший поддерживать Клинтон, все же отметил, что Дональд Трамп «ударил в болевую точку» — воспользовался растущим недовольством беднеющего американского среднего класса. В свое время американцы возлагали большие надежды на демократа Барака Обаму. Афроамериканец, интеллектуал и человек достаточно либеральных взглядов, он казался многим символом перемен. От него ожидали снижения агрессивных выпадов во внешней политике, укрепления социальной сферы в самих США, роста экономики, налаживания отношений с Россией. Как видим — этого не произошло. Напротив, политика Барака Обамы привела к дестабилизации обстановки во многих странах мира. Именно в его президентство начались кровопролитные войны в Сирии, Ливии, Йемене, активизировались террористы в Ираке, усугубились проблемы с нелегальной миграцией — как в Европе, так и в самих Соединенных Штатах. Хиллари Клинтон, отвечавшая за внешнюю политику США, само собой, продолжила бы курс Обамы, о чем неоднократно заявляла и она сама. Естественно, что значительную часть американского населения такая перспектива не устраивала, потому Дональд Трамп и смог получить поддержку большинства избирателей.
Кстати, примечательно, что Дональда Трампа поддержал сводный брат самого Барака Обамы Малик Обама. Пятидесятивосьмилетний Малик Обама имеет двойное гражданство — американское и кенийское. Он и раньше негативно отзывался о политике своего брата на посту президента США, поддерживал Трампа в предвыборных дебатах. У африканского мусульманина Малика Обамы наиболее резкое неприятие вызывала внешняя политика США, за которую и отвечала Хиллари Клинтон, в первую очередь — агрессия на Ближнем Востоке и в Северной Африке и жестокое убийство ливийского лидера Муаммара Каддафи.