С Трампом будет покончено

Последние недели богаты на знаковые события. И судя по ним внешнеполитическая фортуна, кажется, развернулась к Москве. Более того, эксперты полагают, что как пять лет назад пронеслась «арабская весна», так, начиная с июньскогоbrexit, своя, антиглобалистская, «весна» сегодня разворачивается на Западе. Что она сулит России? Как нам вести себя в бурно меняющемся мире? Наш собеседник – Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, один из самых известных и авторитетных международников страны.

– Конечно, важнейшее событие последнего времени – избрание Дональда Трампа президентом США. Подсчитано, что за Хиллари Клинтон проголосовало на 2 миллиона человек больше, ее призывают потребовать пересчета голосов. Как думаете, эти призывы представляют угрозу избранному президенту?

– Эти угрозы – нет. Но его, можно сказать, физиологически не переносят 75% американской элиты, они его ненавидят. Америка, как мы видим, расколота пополам. Полагаю, что на всех этапах до вступления Трампа в должность и после инаугурации эта элита будет отчаянно бороться против него. Естественно, будут попытки импичмента. Многие говорят о риске покушения и убийства.

– Ближайшее испытание для Трампа – голосование в коллегии выборщиков 19 декабря. Не будет неприятных для него сюрпризов?

– Всякое может быть. Но пока таких «сюрпризов» не бывало. Да и американское общество слишком наэлектризовано. Хиллари Клинтон признала поражение, и теперь неожиданность может привести к непредсказуемым последствиям. Думаю, изменений позиций не будет: слишком опасно для США.

– Сейчас, конечно, рано говорить о содержании внешней политики Трампа, конкретно о его отношениях с Россией. Но о чем можно судить, глядя на кандидатов на должности госсекретаря, министра обороны, директора ЦРУ, советника по национальной безопасности?

– Прежде всего, надо исходить из того, что госпожа Клинтон была бы худшим из всех зол. Ее окружала бы элита, правившая в 1990-х, проигравшая в 2000-е и теперь мечтающая о реванше. Это было бы очень опасно: именно эта элита положила в Югославии начало агрессии до того оборонительного союза НАТО – потом эта линия продолжилась в Ираке и Ливии, именно эта элита провела первое расширение НАТО за счет бывших стран соцлагеря, именно эта элита пыталась загнать Россию в фарватер США и провалилась. Сейчас появляются возможности для общей нормализации наших отношений.

Трамп попытается договориться о совместных действиях против террористов, чтобы наконец разнести их. Военным, которые пришли с Трампом, надоело, что Америка на Ближнем Востоке не с террористами воевала, а пыталась строить там демократию. В общем, какие-то ограниченные договоренности возможны. Но слишком рассчитывать на них не стоит, потому что у Америки свои интересы, далеко не во всем совпадающие с российскими даже в наилучшем варианте. Во-вторых, Трамп будет заниматься Америкой, он действительно может «снова сделать Америку великой» – запустить экономический рост, реализовав огромную, триллионную программу инвестиций в инфраструктуру, которая сейчас не соответствует уровню державы «первого мира». При этом он вряд ли будет особенно бороться за либеральный экономический порядок в мире, он им пожертвует.

Что еще будет происходить с большой долей вероятности – возрастет объективная напряженность в отношениях США и Китая. Трамп представляет протекционистские круги, и даже без 45-процентного увеличения тарифов, которое он обещал в пылу избирательной кампании, трения будут усиливаться. Есть вероятность того, что Трамп и его окружение будут пытаться прекратить идиотскую, с их точки зрения, политику, толкавшую к объединению России и Китая, будут пытаться оторвать Россию от Китая, и наоборот. Слава Богу, что такое объединение состоялось, и нам ни в коем случае нельзя попасться на эту удочку. «Трампы приходят и уходят», а российско-китайский кондоминиум – явление фундаментальное и полезное всем.

– Сергей Александрович, бурные политические события в Америке отвлекли от происходящего в Сирии. Такое ощущение, что в последние недели перед уходом Обама постарается взять Мосул и Ракку, объявит себя победителем «Исламского государства», а нас оставит с репутацией разбомбивших Алеппо и с расколотой Сирией. Нас устроит такой вариант?

– Никаких успехов Америка там одержать уже не сможет. Американцы только начали операцию в Мосуле, бросили операцию в Ракке, которую объявляли столицей «Исламского государства», хотя ставили задачу взять ее. Допускаю, что раскола Сирии избежать не удастся, но это долгий вопрос переговоров, политического урегулирования с участием не одной только России, но и разных сторон внутри Сирии, держав, участвующих в конфликте.

Но на сегодняшний день мы в Сирии достигли всех своих целей и пока выигрываем ситуацию. Это, по крайней мере, частичный разгром террористических группировок, в том числе «питавшихся» выходцами из бывшего Советского Союза, из России. Это остановка череды смены режимов, чем занимался Запад. То, что происходит в Сирии, показало нашим западным коллегам, что такого больше не будет, им больше не дадут возможностей менять режимы. Мы испытали новые виды вооружений и показали мощь российской армии и нашего военно-промышленного комплекса. Мы утвердили себя как глобальную державу. Мы создали основу для потенциального конструктивного диалога с США, если они дозреют.

– После избрания Трампа основная критика российской внешней политики звучит со стороны Великобритании, Германии, Франции. На днях Европарламент принял резолюцию о противодействии российской госпропаганде. Трамп сможет повлиять на негативное отношение европейских лидеров к России?

– Скорее наоборот – при Трампе ускорится уход Америки из Европы. К тому же там собственная динамика: европейцы попали в безысходный кризис на многие годы. Европейская элита знает, что ее ожидает спираль, ведущая вниз, но надеется, что окончательного коллапса не произойдет, и пока не готова кардинально реформировать пришедшее в негодность здание Евросоюза. Одним из способов спасения своего проекта они, особенно немцы, выбрали ставку на антироссийскую позицию. И теперь открыто говорят, что санкции нужны не для того, чтобы наказать Россию (потому что уже понятно, что санкции наносят больше вреда самим европейцам), а потому что они мобилизуют рассыпающийся проект Евросоюза. Так что, когда лидеры Германии говорят о новых санкциях, надо относиться к этому с юмором и понимать, что это делается для того, чтобы кто-нибудь еще не отскочил от единой позиции Евросоюза, разрушив эту последнюю «скрепку». У французов другие причины обвинять Россию: их президент Олланд по разным причинам, в том числе из-за некомпетентности, сделал недальновидную ставку на свержение Асада, эта ставка была бита, и он и его окружение, естественно, недовольны. Ну, пусть привыкают.

У России с европейскими и вообще атлантическими элитами есть принципиальные расхождения вектора движения. Российская внешняя политика опирается на традиционные ценности, она, таким образом, на выигрышной стороне истории, а те элиты проигрывают. Тем не менее вряд ли грядущие изменения в ряде европейских стран серьезно улучшат отношения Европы и России, речь о создании единых пространств пока не пойдет. Если когда-нибудь она и пойдет, то о Большой Евразии, включающей и Европу, о проекте, который предлагает Россия, теперь уже вместе с Китаем, другими азиатскими партнерами.

– Действительно, в последнее время в Болгарии и Молдове выбрали пророссийски настроенных президентов, президентом Франции с большой долей вероятности станет Франсуа Фийон, симпатизирующий Москве. Но можно ли быть уверенными в этих союзниках? Вон Эрдоган то чуть ли не обещает вступить в ШОС, то заявляет, что добивается свержения Асада, ведет себя, мягко говоря, своеобразно.

– Все ведут себя своеобразно. России нужно быть уверенной самой в себе и вести свою линию. Такая уверенность, к счастью, появилась. Года два тому назад говорили, что Россия очутилась в международной изоляции, что она проигрывает. А в результате оказалось, что мы стоим, как скала, а наши критики болтаются в волнах. Нужно играть свою игру и быть уверенным в себе. Этого не было в позднесоветские годы и на протяжении многих последующих лет, хорошо, что это появляется. Мы становимся великой державой в Большой Евразии, а не «задворками Европы», которыми были в головах большинства наших прежних элит. Причем, насколько я понимаю, не только московских и петербургских, но и екатеринбургских.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.