Правда об американской экономике

Джозеф Стиглиц пишет об экономике трамповской Америки: Становится общепринятым мнение, что президента США Дональда Трампа будет трудно побить в ноябре, потому что, какие бы по его поводу ни были сомнения у избирателей, он был полезен для американской экономики. Нет ничего более далекого от правды.

Поскольку мировые бизнес-элиты приезжают в Давос на ежегодное собрание, люди должны задать простой вопрос: преодолели ли они свое слепое увлечение президентом США Дональдом Трампом?

Два года назад некоторые редкие корпоративные лидеры были обеспокоены изменением климата или расстроены из-за женоненавистничества и фанатизма Трампа. Однако большинство из них отмечали снижение президентом налогов для миллиардеров и корпораций и с нетерпением ожидали его усилий по дерегулированию экономики. Это позволило бы предприятиям больше загрязнять воздух, привлекать больше американцев к употреблению опиоидов, побуждать еще больше детей есть пищу, вызывающую диабет, и участвовать в финансовых махинациях, которые привели к кризису 2008 года.

Сегодня многие корпоративные боссы все еще говорят о продолжающемся росте ВВП и рекордных ценах на акции. Но ни ВВП, ни Доу не являются хорошим показателем экономических показателей. Ни то, ни другое не говорит нам о том, что происходит с уровнем жизни простых граждан и ничего об устойчивости экономики. Фактически, экономические показатели США за последние четыре года являются Приложением А в будущем обвинительном заключении против использования этих показателей.

Чтобы получить хорошее представление об экономическом здоровье страны, начните с изучения состояния здоровья ее граждан. Если они счастливы и процветают, то они будут здоровы и проживут дольше. Однако среди развитых стран Америка находится внизу в этом отношении. Ожидаемая продолжительность жизни в США, и без того относительно низкая, падала в каждый из первых двух лет президентства Трампа, а в 2017 году смертность в среднем возрасте достигла самого высокого уровня со времен Второй мировой войны. Это не удивительно, потому что ни один президент не работал так усердно, чтобы убедиться, что как можно больше американцев не имеют медицинской страховки. Миллионы потеряли медицинское покрытие по страхованию, и процент незастрахованных увеличился всего за два года с 10,9% до 13,7%.

Одной из причин снижения ожидаемой продолжительности жизни в Америке является то, что Энн Кейс и экономист, нобелевский лауреат Ангус Дитон называют смертельными случаями от отчаяния, вызванными алкоголем, передозировками наркотиков и самоубийствами. В 2017 году (самый последний год, по которому имеются достоверные данные) такие случаи смерти почти в четыре раза превышали уровень 1999 года.

Единственный раз, когда я видел подобное ухудшение состояния здоровья — вне войны или эпидемий, — это когда я был главным экономистом Всемирного банка и обнаружил, как экономические показатели о смертности и заболеваемости свидетельствуют о мрачном состоянии пост-советской экономики России.

Трамп может быть хорошим президентом для первых 1% — и особенно для первых 0,1% — но он не был хорош для всех остальных. В случае полного внедрения решением 2017 года снижение налогов приведет к увеличению налогов для большинства домашних хозяйств во втором, третьем и четвертом квинтилях дохода.

Учитывая снижение налогов, которое несоразмерно выгодно для ультра- богатых и корпораций, не должен вызывать удивления тот факт, что между средним располагаемым доходом домохозяйства США в период между 2017 и 2018 годами не произошло существенных изменений (опять же, самый последний год с хорошими данными). Львиная доля роста ВВП также достается тем, кто наверху. Реальный средний еженедельный доход только на 2,6% выше уровня, когда Трамп вступил в должность. И это увеличение не компенсировало длительных периодов застоя заработной платы. Например, средняя заработная плата работающего полный рабочий день мужчины (а те, кто работает полный рабочий день, являются счастливчиками) по-прежнему более чем на 3% ниже, чем 40 лет назад. Также не было большого прогресса в сокращении расового неравенства: в третьем квартале 2019 года средний недельный заработок чернокожих, работающих полный рабочий день, составлял менее трех четвертей от уровня белых.

Что еще хуже, рост, который произошел, не является экологически устойчивым(.). Воздух будет менее пригодным для дыхания, вода — менее пригодной для питья, а планета более подвержена изменению климата. Фактически, потери, связанные с изменением климата, уже достигли новых максимумов в США, чем нанесен больший ущерб, чем в любой другой стране — достигнув около 1,5% ВВП в 2017 году.

Снижение налогов должно было стимулировать новую волну инвестиций. Вместо этого они вызвали рекордную долю выкупа акций — около 800 миллиардов долларов в 2018 году — некоторыми из самых прибыльных компаний Америки и привели к рекордному дефициту в мирное время (почти 1 триллион долларов в фискальном 2019 году) в стране, предположительно близкой к полной занятости. И даже при слабых инвестициях США пришлось массово занимать за рубежом: самые последние данные показывают, что иностранные займы составляют почти 500 млрд. долл. в год, с увеличением более чем на 10% позиции США по чистой задолженности только за один год.

Аналогичным образом, торговые войны Трампа, несмотря на всю их громкость и ярость, не уменьшили торговый дефицит США, который был на четверть выше в 2018 году, чем в 2016 году. Дефицит товаров в 2018 году был самым большим за всю историю наблюдений. Даже дефицит в торговле с Китаем увеличился почти на четверть по сравнению с 2016 годом. США получили новое торговое соглашение в Северной Америке без положений об инвестиционном соглашении, которого хотел Деловой круглый стол, без положений о повышении цен на лекарства, которые требовались фармацевтическим компаниям, и не с лучшими условиями труда и охраны окружающей среды. Трамп, самопровозглашенный мастер сделок, проиграл почти на всех фронтах в своих переговорах с демократами в Конгрессе, что привело к немного улучшенному торговому соглашению.

И несмотря на пресловутые обещания Трампа вернуть рабочие места в США, рост занятости в промышленности все еще ниже, чем при его предшественнике, Бараке Обаме, после восстановления после 2008 года, и все еще заметно ниже докризисного уровня. Даже уровень безработицы, достигший 50-летнего минимума, маскирует экономическую неустойчивость. Уровень занятости мужчин и женщин трудоспособного возраста, хотя и растет, вырос меньше, чем в период восстановления Обамы, и все еще значительно ниже, чем в других развитых странах. Темпы создания рабочих мест также заметно медленнее, чем при Обаме.

Опять же, низкий уровень занятости не является сюрпризом, не в последнюю очередь потому, что нездоровые люди не могут работать. Более того, те, кто получает пособия по инвалидности, находятся в тюрьме — с 1970 года число заключенных в США увеличилось более чем в шесть раз, а в настоящее время за решеткой находится около двух миллионов человек — или настолько обескуражены и депрессированы, что не ищут работу и не считаются «безработными». Конечно, они не работают. Неудивительно и то, что в стране, которая не обеспечивает доступного ухода за ребенком или семейного отпуска, будет ниже занятость женщин — более чем на десять процентных пунктов — по сравнению с другими развитыми странами.

Даже судя по ВВП, экономика Трампа отстает. Рост в прошлом квартале составил всего 2,1%, что намного меньше, что обещал Трамп — 4%, 5% или даже 6%, — и даже меньше, чем 2,4% в среднем за второй срок Обамы. Это удивительно плохие показатели, учитывая стимул, вызванный дефицитом в 1 триллион долларов и сверхнизкими процентными ставками. Это не случайность или просто невезуха: бренд Трампа — это неопределенность, переменчивость и предвзятость, тогда как для роста необходимы доверие, стабильность и уверенность. И равенство, как считают в Международном валютном фонде.

Таким образом, Трамп заслуживает плохих оценок не только по таким важным задачам, как отстаивание демократии и сохранение нашей планеты. И он не должен получить зачёт по экономике.

Joseph E. Stiglitz, a Nobel laureate in economics, is University Professor at Columbia University and Chief Economist at the Roosevelt Institute. His most recent book is People, Power, and Profits: Progressive Capitalism for an Age of Discontent.

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.