Проект «ЗЗ»: как обмануть Путина
Как обмануть Путина — вот коротко сформулированная стратегия мистера Трампа. Пока его штабисты заявляют, что их лидер намерен время от времени «конструктивно» сотрудничать с Москвой, эксперты выработали целый ряд рекомендаций для будущего президента. Извилистой линией поведения главы Белого дома станет словесная «лесть Путину», за которой будет просматриваться твёрдая политика, построенная на приверженности «правам человека» и «сохранении территориальной целостности других государств».
В программе «O’Reilly Factor» на канале «Fox News» Келли-Энн Конвей, возглавлявшая ранее предвыборный штаб Дональда Трампа, заявила, что отношения правительства США с Москвой во время грядущего президентства Трампа в довольно большой степени зависят от России.
Конвей выступила в телепрограмме «O’Reilly Factor» после того, как президент Барак Обама призвал своего преемника быть жестким с Россией в тех случаях, где Россия «отклоняется от наших ценностей и международных норм».
Келли-Энн пожаловалась ведущему на то, что ей «режут сердце» все эти публикации и разговоры в СМИ о Дональде Трампе и Владимире Путине, о том, что эти двое — чуть ли не близкие друзья, что Трамп будто бы рассчитывает сотрудничать с Владимиром Путиным.
На самом деле мистер Трамп собирается делать то, о чём недавно сказал Обама: опираться на конструктивные способы работы с Россией, когда её политика соответствует интересам Америки, и «отталкивать» её, когда это не так. То же самое Дональд Трамп говорил в ходе своей предвыборной кампании.
Также Конвей высказалась по поводу предположительного назначения Митта Ромни, бывшего кандидата в президенты от Республиканской партии в 2012 году, госсекретарём при Трампе. По мнению Конвей, мистер Ромни — это образец «американской истории успеха». Он «много знает о мире», и «многие вещи, на которые Митт Ромни указывал на выборах 2012 года, на мировой арене сбылись».
Другие специалисты по будущей американской политике тем временем выдали целый ряд ценных советов мистеру Трампу. Разумеется, разговор зашёл и о Путине. Можно сказать, советы на 95% состояли из рекомендаций по поводу внешней политики Трампа по отношению к России. Ещё там немножко написано о Китае.
Редакционная статья «Bloomberg» содержит несколько пунктов, которые после 20 января 2017 года Трамп мог бы сделать частью своей президентской программы.
Чего ждать от мистера Трампа? Воплотит ли он былые свои обещания в жизнь, построит ли на их основе внешнюю политику? Есть ли смысл верить в его планы? Если это не так, то что он сделает?
В статье, являющейся частью серии редакционных статей, редакция попыталась дать ответы на эти злободневные вопросы.
В июле текущего года мистер Трамп, будучи кандидатом в президенты, открыто «выразил восхищение президентом Владимиром Путиным», а также сообщил, что рассмотрит вопрос «об отмене санкций в отношении России», введённых из-за «вторжения на Украину и аннексии Крыма», напоминает издание. По словам Трампа, он предпочитает наладить дружественные отношения с русскими. А ещё он готов делать общее с Россией дело в Сирии: бороться с «Исламским государством» (запрещено в РФ). Правда, при этом он угрожает сбивать российские истребители, которые пролетают вблизи кораблей ВМС США.
Стоит ли верить всему этому? Есть в этом хоть какой-то смысл?
Безусловно, сотрудничество США с РФ имеет важное значение по многим направлениям: от нераспространения ядерного оружия и борьбы с терроризмом до изменения климата. Однако отмена санкций и признание аннексии Крыма «ободрит Путина, напугает Европу и даст Китаю свободу в Южно-Китайском море», считает редакция издания.
Сотрудничество же в Сирии позволит Москве продвигать там свои стратегические интересы, превратив одновременно США в «соучастника военных преступлений, совершаемых Путиным и президентом Сирии Башаром аль-Асадом».
Редакция всё же знает, что в этом случае нужно делать Трампу.
«Вот то, что он должен делать: льстить Путину. Встретиться с ним. Выслушать, что он намерен сказать в отношении Сирии», — пишет издание.
А потом вспомнить, какими авариями оканчиваются разного рода «перезагрузки» с Россией, руководимой Путиным, и спокойно продвигать внешнюю политику, защищающую «территориальную целостность других государств, стоящую на страже интересов свобод и прав человека». Ну а там, где предварительно наметились «общие интересы», можно и посотрудничать. Но только там.
Также в материале отмечается, что «озабоченные» господа из Республиканской партии, которых немало в Конгрессе, да и среди ближайших советников Трампа, «предотвратят отмену санкций или признание аннексии Крыма».
Наконец, у мистера Трампа имеются планы по наращиванию военной мощи США. А такие планы «разозлят Россию», пишет издание.
Есть ещё одно интересное мнение, согласно которому не Трамп будет льстить Путину, а Путин — Трампу.
Джим Аркедис в издании «U.S. News» рассматривает следующий сценарий: Москва «потратит» 2017 год на то, чтобы «нянчиться с администрацией Трампа» и в конце концов «попросит Трампа отменить восточное усиление блока НАТО». Затем, «в духе более тесных отношений» между двумя государствами, В. Путин попросит Трампа «отказаться от американских санкций против него и ассоциирующейся с ним тусовки олигархов, наказанных за присоединение к России Крыма».
Допустим, мистер Трамп, у которого «могут быть деловые интересы среди путинского окружения», пойдёт на это. Путин далее решит проверить «решимость президента Трампа»: Кремль направит свои спецслужбы агитировать среди русскоязычного меньшинства в Латвии (27 процентов населения), что приведёт «к серии стычек». Путин заявит о своём намерении защитить «этнических русских в Латвии» и отправит своих военных через границу.
Как отреагирует на это Трамп?
Латвия — член НАТО, она рассчитывает на американскую защиту в соответствии со статьей V устава альянса. Если президент Трамп не поторопится на защиту Латвии, значит, Организация Североатлантического договора больше не будет стоить бумаги, на которой напечатан её устав.
И «позор всем нам», указывает журналист, если Трамп даст хоть какой-то повод Путину усомниться в решимости США.
* * *
Видимо, единственным эффективным средством против Путина, которое окажется в политическом арсенале Трампа, — это «лесть». Проще говоря, Трамп будет продолжать «восхищаться» Путиным, делать соответствующие заявления и тут же проводить «твёрдой рукой» американскую линию, полностью построенную на старой доброй демократической политике мистера Обамы: «аннексия Крыма» не признаётся; «санкции» не отменяются; России бессчётное число раз указывается на нарушение «прав человека». И так далее, по знакомому всем списку, включая пропаганду о сирийских «разбомбленных госпиталях», где американский счёт виртуозно переводится в российский.
Если уже сегодня, задолго до инаугурации, штабисты Трампа отвергают «близкую дружбу» своего босса и Путина и жалуются на боль в сердце от самого предположения такой дружбы, то завтра вероятный госсекретарь мистер Ромни или ещё какой-нибудь ястреб, которых среди республиканцев наберётся побольше, чем среди демократов, прямо скажут о «близкой вражде».
Впрочем, это будет говорить госсекретарь. Сам Трамп едва ли так скажет — у мирового сообщества произойдёт разрыв шаблона.
Точно так же, как мистер Обама отрицал новую холодную войну, мистер Трамп примется отрицать напряжённость в отношениях России и США и словесно стремиться к «разрядке». Понимать Трампа, которого американские журналисты не раз подлавливали на большой лжи, надо будет с точностью до наоборот. По крайней мере, верить американским «партнёрам» при Трампе не стоит. И точно так же не стоило бы им верить при Хиллари Клинтон, которая проиграла выборы по числу голосов выборщиков.