Первая кровь гражданской войны
21 июля 1861 года у речушки Булл Ран состоялось первое крупное сражение американской гражданской войны. Незадолго до этого федеральная армия под командованием 42-летнего генерала Ирвина Макдауэлла вторглась в штат Вирджиния и начала наступление на Ричмонд, столицу мятежной Конфедерации южных штатов. Южане встретили ее, заняв оборону на прибрежных холмах.
Численность обеих армий была примерно равной – у Макдауэлла – 35 тысяч человек, а у южан – около 33 тысяч. Но непосредственно в бою участвовало примерно по 18 тысяч с каждой стороны, остальные просто не успели добраться до места битвы, прежде чем она закончилась.
Макдауэлл очень спешил дать бой, поскольку большинство в его армии составляли наемники, заключившие в начале войны контракт всего на три месяца (правительство США тогда было уверено, что ему удастся быстро и без особых усилий подавить мятеж), а к концу июля срок их контракта истекал. Кадровых солдат и офицеров, а также тех, кто встали в строй по идейным соображением, было относительно немного, и это далеко не лучшим образом сказывалось на моральном состоянии армии Севера. Южане, напротив, были хорошо мотивированы, поскольку они считали, что воюют за свободу и независимость.
Сражение началось утром, когда юнионисты форсировали реку и атаковали южан на холме Мэтьюз, но атака была отбита. Затем федералы еще трижды штурмовали холм, постепенно наращивая силы, но каждый раз их отбрасывали орудийными и ружейными залпами. Однако примерно к полудню бригаде северян под командованием полковника Шермана удалось зайти с фланга и заставить врага отступить.
Макдауэлл уже торжествовал победу, но южане, откатившись на километр, закрепились на следующем холме Генри. В этот момент к ним на подмогу пришла бригада генерала Джексона. Северянам пришлось начинать все заново. Полки и бригады пять раз ходили на приступ холма Генри, но ни одна из атак не увенчалась успехом. Южане дрались отчаянно, бросаясь в штыки, когда враг вплотную приближался к их позициям. За этот бой Джексон получил прозвище Стоунуолл – “каменная стена”.
К двум часам дня командующий армии Юга генерал Борегар понял, что противник выдыхается. Приказав своим солдатам “Орите как бешеные!” он бросил их в контратаку. Одновременно кавалерия южан атаковала и захватила вражеские батареи. Не выдержав мощного натиска, северяне после короткой рукопашной схватки обратились в бегство. Конфедераты были слишком утомлены многочасовым боем и не преследовали их, только это спасло федеральные войска от полного уничтожения.
Тем не менее, к вечеру 21 июля армия Макдауэлла, полностью разложилась и утратила боеспособность. Генерал с ближайшей телеграфной станции отбил паническую телеграмму: “Всё пропало, остановить бегущих невозможно, спасайте Вашингтон”. Однако в планы южан не входил перенос войны на вражескую территорию. Они решили ограничиться защитой собственных земель, надеясь, что янки, получив хороший урок, откажутся от продолжения войны. Но они недооценили упорства северян, которые воевали еще почти четыре года и в конце концов “додавили” мятежников…
Северяне потеряли при Булл Ране 460 человек убитыми, 1124 – ранеными и 1312 – пленными. Кроме того они лишились 28 орудий и более 5000 ружей. Это говорит о том, что многие солдаты побросали свое оружие при отступлении. У южан было убито 387 человек, ранено – 1582, 13 солдат пропали без вести.
Американской общественности такие потери показались ужасными, ведь ни в одном из предыдущих боев количество погибших не превышало нескольких десятков. Но через год Север и Юг вновь вступят в сражение у Булл-Рана. И на этот раз северяне потеряют почти две тысячи убитыми и свыше четырех тысяч – пропавшими без вести, а южане – только убитыми – более тысячи. Но это уже никого не шокировало, тяжелый маховик войны быстро набирал обороты…