Йемен рвут на части
Конфликт в Йемене вошёл в новую стадию. Страна оказалась на пороге территориального распада, провоцируемого из-за границы. Не добившись военной победы, США и арабские монархии пытаются установить контроль над государством с помощью изощрённых интриг.
«Йемен — синоним катастрофы». Этот лаконичный афоризм одного из ближневосточных комментаторов не является преувеличением. За полтора года блокады и варварских бомбардировок страна превратилась в одно из самых страшных и опасных для жизни мест на Земле. По крайне заниженным данным, которыми оперируют международные организации, в стране голодают больше 2 миллионов человек, в том числе 400 тысяч детей.
Другим бичом Йемена стали болезни. В октябре появились сообщения о первых случаях холеры, а уже в середине ноября в больницах с подозрением на это заболевание находились свыше 4 тысяч человек, десятки умерли. Эпидемии способствует целенаправленное уничтожение коалицией во главе с Саудовской Аравией объектов инфраструктуры, включая водопроводы, очистные сооружения, электростанции. Другая причина — катастрофическая ситуация в здравоохранении. В стране закрыта половина медучреждений, остальные испытывают острый дефицит лекарств и персонала.
Ответственность за это тоже лежит на коалиции. Доставка гуманитарных грузов практически невозможна из-за блокады, установленной под предлогом борьбы с контрабандой оружия. Побывавший в Сане спецпосланник ООН по Йемену Исмаил ульд Шейх Ахмед не скрывал эмоций, обращаясь к руководству Саудовской Аравии и её союзников с просьбой открыть воздушное пространство страны для гражданских самолётов. «Люди умирают, инфраструктура разрушена, экономика на краю пропасти», — заявил он.
Но ни в Эр-Рияде, ни в Дохе, ни в Абу-Даби — столицах стран, принимающих наиболее активное участие в военной операции, — призыв дипломата не услышали. Там предпочитают разговаривать с мирным населением Йемена на языке бомб и пуль. Больницы, школы, заводы, рынки становятся наиболее частыми объектами ударов. Организация «Врачи без границ» уже объявила о сворачивании своей деятельности в Йемене, поскольку её больницы четыре раза подвергались воздушным атакам.
Общий же счёт военных преступлений идёт на сотни. По информации западных организаций «Хьюман райтс вотч» и «Эмнести интернэшнл», авиация коалиции нарушила международное гуманитарное право как минимум 152 раза. 29 октября саудовские самолёты нанесли удар по тюрьме в городе Ходейда, погибли 60 человек. Спустя две недели 16 мирных жителей стали жертвами авианалёта на нефтяной терминал в городе Ярим…
Но самым страшным злодеянием последних месяцев стали события 8 октября, когда самолёты коалиции сбросили бомбы на зал траурных церемоний в Сане. Погибли, по разным оценкам, от 140 до 213 человек, в том числе мэр столицы и ряд других должностных лиц администрации хуситов. Единственной страной, адекватно отреагировавшей на это преступление, стал Иран. Президент Исламской Республики Хасан Роухани назвал недопустимой политику геноцида, проводимую Эр-Риядом и его союзниками. В свою очередь, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф обратился к руководству ООН с требованием принять жёсткие меры в отношении саудовских властей.
Ничего, кроме обтекаемых и ни к чему не обязывающих заявлений, мир от ООН так и не дождался. Даже Россия, к которой с 1 октября перешло председательство в Совете Безопасности, заняла поразительно безучастную позицию. Вероятно, в Москве решили не подвергать риску сближение с Саудовской Аравией и Катаром…
США вступают в игру
А вот США решили использовать трагедию в Сане для начала собственной игры. Реакция Вашингтона на авиаудар отличалась показной резкостью. Представители Белого дома и госдепартамента заявили о пересмотре программ помощи Саудовской Аравии. Одновременно директор ЦРУ Джон Бреннан, которого прежде небезосновательно называли одним из главных лоббистов интересов Эр-Рияда, прозрачно намекнул на связи королевства с отрядами «Аль-Каиды» в Йемене.
Вскоре США решили выступить в роли основных миротворцев. 14 ноября госсекретарь Джон Керри прибыл в Оман, где встретился с делегацией хуситов. Точное содержание американского мирного плана неизвестно, но, если судить по утечкам в СМИ, в целом он повторяет проект урегулирования, предложенный спецпосланником ООН. Среди его пунктов — прекращение огня всеми сторонами; сдача хуситами тяжёлых вооружений некоему международному комитету и их отход из Саны, Таиза и Ходейды; формирование правительства национального единства и назначение компромиссной фигуры вице-президента, которому будут переданы полномочия главы государства.
Представители хуситов заявили, что рассматривают план Керри как «объект для дискуссий» и открыты к дальнейшему обсуждению. По словам одного из лидеров движения Мохаммеда аль-Бухаити, повстанцы «всегда занимали позицию, основанную на необходимости остановить войну и создать правительство национального единства, которое будет включать все политические силы».
Вместе с тем в Сане отлично понимают, что доверять США крайне опасно. Один из ключевых пунктов проекта — сдача хуситами вооружения и уход из крупнейших городов — равнозначен самоубийству. Поэтому повстанцы ведут себя осторожно. Начало выполнения мирного плана они обусловили полным и бесповоротным прекращением участия в конфликте Саудовской Аравии и других членов коалиции.
Чем же вызвано вмешательство Вашингтона? Цели сугубо прагматические. Йемен — это узловой регион. Он позволяет контролировать не только Баб-эль-Мандебский пролив, через который проходит 20 процентов мировых поставок нефти, но и огромную акваторию Индийского океана, омывающего берега Аравийского полуострова и Восточной Африки. То есть именно те регионы, которые включены в качестве составной части в стратегию Китая «Один пояс — один путь».
Однако в США осознали бесперспективность военного решения йеменского кризиса. То, что хуситы и союзные им сторонники экс-президента Али Абдаллы Салеха в тяжелейших условиях успешно обороняют свои позиции и даже перенесли боевые действия на саудовскую территорию, говорит не только о талантах их руководителей. Повстанцев поддерживает значительная часть населения страны, и внешние силы вынуждены с этим считаться.
Поэтому Соединённые Штаты, прежде оказывавшие Эр-Рияду помощь поставками оружия и боеприпасов, разведданными и заправкой самолётов коалиции, решили скорректировать тактику и оттеснить королевство на вторые роли. Вашингтон добивается окончания военной операции коалиции, но отныне Йемен должен быть под полным американским контролем. Для этого в отношении хуситов применяется тактика кнута и пряника. С одной стороны, США рядятся в тогу примирителя. С другой — угрожают применением силы.
По крайне странному совпадению именно накануне миссии Джона Керри Вашингтон нанёс по Йемену ракетные удары. Поводом стал обстрел американского эсминца «Мэйсон», якобы произведённый хуситами. И хотя руководство движения категорически опровергло свою причастность к инциденту, Барак Обама распорядился наказать повстанцев. Выпущенные ракеты «Томагавк» уничтожили три радиолокационные станции. В письме к конгрессу Обама сообщил, что «США готовы продолжить ведение в Йемене военных действий в целях самообороны». Другими словами, хуситам ясно дали понять, что ждут от них полной покорности.
Стремясь укрепить своё влияние, Вашингтон оказывает давление не только на Саудовскую Аравию, но и на Иран, поддерживающий хуситов. В конце октября командующий Пятым флотом ВМС США Кевин Донеган заявил, что Тегеран вооружает повстанцев. По его словам, американцы перехватили четыре корабля с оружием. Что это были за корабли и почему об этом узнали именно сейчас, неизвестно. Да и сам вице-адмирал использовал более чем уклончивую формулировку: «Мы верим, что Иран связан с этим». Тем не менее западные СМИ развернули шумную антииранскую кампанию.
Финансируемый сепаратизм
США — не единственная страна, которая пытается перехватить контроль над Йеменом. Другим активным игроком на этом поле стали Объединённые Арабские Эмираты. До недавнего времени ОАЭ входили в возглавляемую Эр-Риядом коалицию, но, воспользовавшись неудачами союзника, принялись действовать по собственному разумению. В планах монархии отыграть ситуацию на 25 лет назад, когда Йемен был разделён на два государства: Йеменскую Арабскую Республику (Северный Йемен) и Народную Демократическую Республику Йемен (Южный Йемен). Их объединение произошло в 1990 году, однако на юге по-прежнему сильны сепаратистские настроения. В 2007 году сторонники независимости создали так называемое Южное движение во главе с бывшим генеральным секретарём Йеменской социалистической партии (в 1986—1990 годах) Али Салемом аль-Бейдом.
Долгое время Южное движение не оказывало серьёзного влияния на политическую жизнь страны, но с появлением сильных покровителей ситуация изменилась. В середине сентября в Абу-Даби (ОАЭ) прошла встреча сторонников независимости, на которой было решено взять курс на отделение Южного Йемена. Следующая встреча, прошедшая там же 14 октября, завершилась провозглашением Верховного совета революционного движения. Как было отмечено, он выражает интересы всех жителей юга страны.
Роль ОАЭ не ограничивается дипломатической поддержкой сепаратистов. Под предлогом борьбы с «Аль-Каидой» военные Эмиратов обосновались в Хадрамауте и других районах. Также они поставляют оружие и технику отрядам местного ополчения. Реальной целью этой помощи является превращение Южного Йемена в протекторат монархии. Как заявил официальный представитель движения хуситов Мохаммед Абдул Салам, «руководители ОАЭ явно и нагло содействуют сепаратизму».
В Сане справедливо полагают, что раздел страны — не в интересах народа. Только единый и независимый Йемен сможет встать на путь развития. Вопреки пропагандистским заявлениям о сектантстве хуситов, повстанцы изначально стремились к объединению различных сил. В Верховный политический совет, сформированный в августе этого года и являющийся высшим органом власти повстанцев, включены политики из южных районов.
Таким образом, разногласия между регионами провоцируются из-за рубежа и исключительно в интересах враждебных Йемену сил. Последние не заинтересованы в национальном примирении, даже если пытаются нацепить маски миротворцев. В ближайшие месяцы следует ожидать обострения взаимной грызни иностранных стервятников. Саудовская Аравия уже ясно дала понять, что не собирается уходить из Йемена. После анонсированного Джоном Керри перемирия её самолёты продолжили наносить удары. А марионеточный президент Мансур Хади, после бегства из Йемена проживающий в Эр-Рияде, заявил, что присоединится к урегулированию только в случае капитуляции хуситов.
Пытаясь разорвать страну на куски и подчинить их своему влиянию, внешние силы лишь раскручивают маховик насилия и обрекают миллионы йеменцев на новые страдания.