Америка не вписалась в рынок
После 150 лет бесперебойной работы судоверфь в Сан-Франциско закрылась. В течение последних 10 лет компания BAE Systems с уставным капиталом в 27 млрд долларов являлась собственником верфи, которая состоит из двух сухих доков. Долгое время один из этих доков являлся самым большим на побережье Калифорнии – он может принимать 900-футовые лайнеры водоизмещением порядка 60 тыс.тонн.
Теперь BAE решила избавиться от балласта и договорилась о передаче верфи компании Puglia Engineering за условный 1 доллар при условии выполнения пенсионных обязательств на сумму в 38 млн долларов США. Когда новая компания взялась управлять предприятием, на нем числилось 250 сотрудников. Но в феврале нынешнего года, спустя 6 недель после начала работы, Puglia Engineering подала уведомление о скором закрытии верфи. Представители морского профсоюза внимательно следят за развитием событий, так как беспокоятся о судьбе работников, многие из которых десятки лет трудятся на верфи.
Что же, эти работники смогут пополнить ряд официантов и барменов – правда, лишь временно. И с соответствующими зарплатами.
А теперь еще дом для семьи – американская мечта – уходит в прошлое. Не по карману она больше, даже со всеми ипотеками.
В 2005 г. началось строительство рекордных 1,7 млн новых домов на одну семью. Но после финансового кризиса все виды жилищного строительства заморозились. Строительство одно- и многоквартирных жилых домов упало на 25% с пика 2000-х гг. Тем не менее, несмотря на то что сейчас строительство многоквартирных жилых домов восстановилось до докризисных уровней, строительство домов для одной семьи до сих пор остается на исторически низких уровнях.
В краткосрочной перспективе частью проблемы станет отсутствие квалифицированных строительных рабочих, обладающих навыками строительства односемейных домов. Многие строители ушли на пенсию или ушли в другие профессии после финансового кризиса.
В долгосрочной перспективе есть еще одна причина снижения доли односемейных домов – демографическая ситуация. Бэби-бумеры, которые живут в односемейных домах, начинают переезжать в квартиры. Раппапорт говорит, что эта тенденция вырастет в ближайшие пять-десять лет.
В общем, медным тазом накрывается, пусть и медленно, еще она важнейшая отрасль американской экономики, наряду с автомобилестроением. Еще одно свидетельство этому – квартирные спекулянты в Майами тонут в избытке предложения.
После спада жилищного строительства, Майами, особенно та его часть, что расположена у береговой линии, пережил один из самых горячих в Америке строительных бумов, создавших настоящую Мекку для спекулянтов (зачастую корпоративных инвесторов), пытающихся заработать на быстрой перепродаже еще недостроенных многоквартирных домов. Строительный бум — затягивающее зрелище, особенно если любоваться им с круизного судна, где можно неплохо скоротать время, считая краны.
То, что со временем все это обязательно приведет к перенасыщению рынка — совершенно ясно. Увы, но время идет слишком быстро.
Район Брикелл (Brickell) — часть прибрежной «жилой полосы» Майами, очень похож на Нью Эджуотер. Эндрю Сернс (Andrew Stearns), основатель компании StatFunding, подробно изучавший район Брикелл – об этом поговорим чуть позже – прокомментировал положение дел в Нью Эджуотер: «Беспрецедентная ситуация с перенасыщением рынка многоквартирных домов, готовящихся к сдаче, как и в Брикелле».
..Спекулянты покупают дома в кредит. Еще на этапе строительства они вносят застройщику небольшой задаток, постепенно выплачивая остальную сумму по мере продвижения строительства. Но на быстро растущем рынке кредиторы и стараются сделать все, чтобы продлить эти краткосрочные ссуды. Когда строительство завершено, спекулянт закрывает сделку и пытается выгодно для себя продать квартиры.
В хорошие времена застройщики продавали все квартиры либо конечным покупателям, либо спекулянтам за несколько месяцев до завершения строительства. Но теперь застройщикам стало сложно продавать квартиры самим, да и перепродажа сейчас нелегкая задача.
Поскольку еще ни одна квартира в Bond Brickell не была перепродана, фактическая рыночная стоимость новых квартир остается неопределенной. Судя по заниженной цене на 14 из 69 квартир Bond Brickell, выставленных на перепродажу, ясно, что продавцы смогут перепродать квартиры только себе в убыток.
И даже тогда… Тот факт, что спекулянты до сих пор не продали в Bond Brickell ни одной квартиры, при еще неполной конкуренции, говорит о том, что убытки продавцов могут значительно вырасти. Если цены будут ниже, то обязательно найдутся и покупатели. Но, видимо, цены снизились еще недостаточно, раз до сих пор нет желающих.
Бгггг. И почему мне не жаль этих самых квартирных спекулянтов. Может потому, что они тоже просто не вписались в рынок? Как не впишутся в рынок и сланцевые компании. Я уже сообщал об этом вчера, но считаю нелишним включить материал и сюда.
Когда “сланцевый вой” станет особенно громким? Уже через пару лет. Вот полезный график, показывающий долги сланцевых компаний США в разбивке по срокам погашения. Как видно, та волна банкротств и крахов, что прошла в 2015-2016 и вергнувшая экономику причастных штатов в уныние и печаль – жалкая мелочь по сравнению с тем, что надвигается:
Естественно, гасить они эти долги никогда не планировали, ибо все займы уходили на покрытие убытков от производственной деятельности, а лохов, желающих погасить эту волну за свой счет (совокупно – около трюля резаной) – на горизонте не видно, хехе.
Ладно бы, если это одного только сектора касалось, но та же картина и по всем прочим – от пирамиды ГКО США до образовательных кредитов и непокрытых пенсионных обязательств.
Раз уж речь шла об автомобилестроении, затрону и эту тему.
Wells Fargo: На рынке автокредитования США наблюдаются признаки надвигающегося ахтунга, аналогичные 2008 году. Wells Fargo – а это лидер США по сабпрайм-автокредитованию – сообщает, что досрочные платежи по сабпрайм-кредитам 2015 и 2016 годов существенно ниже, чем по кредитам 2013-2014 годов. Это признак того, что у тех, кто понабрал автокредиты возникает все больше проблем с оплатой счетов, а на первой волне суперкризиса аналогичное падение на сабипотечных кредитах было ранним предвестником краха в 2007-2008.
Между тем темпы раздачи автокредитов люмпенам и бичам нарастают – в первом квартале их было роздано на $7.1 ярдов против $5.9 год назад. Дело в том, что банки, как и перед 2007, компонуют из кредитов синтетические пулы, которые потом продают лохам (например – пенсионным фондам, “замотивировав” их управляющих), на которых и спихивают риски.
По факту, это и ответ на вопрос – лопнет ли пузырь американского долга? Не “лопнет ли”, а “когда лопнет”. Пресловутый “печатный станок” – это не вечный двигатель, и он должен сломаться рано или поздно.
Большинство стран переживают эпизоды увеличения и снижения благосостояния, но те государства, которые вырастают до больших высот, особенно те, которые становятся империями, как правило обрушаются с пиков их величия и могущества, и их падение сопоставимо по масштабу с высотами, которых им удалось достичь. Если бы мы посмотрели через эту призму на доминирующую империю современности, США, и если бы мы знали, что эта империя находится на грани своего коллапса, то нам стали бы заметны некие признаки загнивания в правительстве и в экономике этой страны, а также в самих ее гражданах. Чем ближе бы мы приближались к критической точке, тем явственнее становилось бы безумие, наполняющее медиа, суды и даже просторные залы образовательных учреждений этой страны.
Соединенные Штаты достигли беспрецедентных высот в своем развитии, но теперь это развитие не просто закончилось, оно развернулось в обратную сторону. Хотя некоторые американцы до сих пор принимают концепцию Джефферсона, всеобщие убеждения в обществе абсолютно противоположены. США все еще существуют, но Америка уже отошла в мир иной.